1/0 Дней/Ночей | 3 Участники |
Собор Святого Януария — Duomo di San Gennaro, современное официальное название — Собор Успения Святой Марии — Duomo di Santa Maria Assunta — кафедральный собор Неаполя, освящённый в честь небесного покровителя города святого Януария. Расположен на Виа Дуомо, в историческом центре города. Собор Cвятого Януария представляет целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Устремленные в небо острые пики башенок фасада призваны перевести взгляд от земли в высоту неба и заставить задуматься о вечном.
Церковь была заложена во второй половине XIII века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних базилик: базилики Санта Реститута, датируемой четвертым веком, и базилика Стефания, от которых сохранились отдельные фрагменты мозаик. Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при его внуке Роберте. Создателем крипты был ломбардец Томмазо Мальвито.
В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году.
Согласно актам Ватикана, Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время гонений Диоклетиана Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконы Созий, Прокл, Фест, чтец Дезидерий и миряне Акуций и Евтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверямв цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.
После приведения приговора в исполнение, при переносе останков христианского мученика в катакомбы Каподимонте произошло чудо — разжижение крови святого, которую собрали в ампулу после его казни. С той поры святой Януарий, мощи которого ныне покоятся в крипте собора Неаполя, стал покровителем города.
Кроме мощей в неаполитанском соборе хранится также ампула с жидкостью, считающейся кровью святого Януария. Этот сосуд хранится в капелле Сан Дженнаро. Но увидеть эту реликвию можно только три раза в год, когда ампула извлекается из хранилища. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается под крики верующих «у сангуе» — «кровь». Это чудо собирает огромное число паломников и любопытствующих.
В настоящее время чудо совершается трижды в год: суббота перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в это день проводится с 1337 года; 19 сентября — мученичество святого Януария (305), глава и ампула с кровью выставляются на поклонение верующим на 8 дней, 16 декабря — спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для поклонения на 1 день.
«Чудо крови» почитаемо неаполитанцами пожалуй также, как сошествие Святого Огня в Иерусалиме. Если кровь разжижается — значит, у неаполитанцев все будет благополучно. В противном случае следует ждать бедствий. Так, кровь не закипела в 1527 году, после чего город претерпел страшную эпидемию чумы, в результате которой погибло около 40 тысяч людей. Чуда не произошло в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия. А в 1979 году, когда кровь опять же не закипела, в результате землетрясения, произошедшего в Неваполе, погибло 3 тысячи человек.
Известно множество теорий, объясняющих происходящее чудо с материалистической точки зрения. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящего в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или из-за тряски, неизбежно сопровождающей извлечение ампулы из ниши. Вместе с тем, спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988), показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле. В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле находится настоящая кровь.
В плане архитектуры собор представляет собой латинский трехнефный крест, который разделяют шестнадцать пилонов, а их, в свою очередь, составляют 110 античных колон из гранита. В главном портале собора возведены скульптуры львов, которые поддерживают его колонны. Кафедральный собор интересен своим изящным декором — свод и стены украшены росписями великого мастера Джордано. В храме есть также фигура Мадонны, выполненная Тино ди Камаино. Возле алтарной стены расположены гробницы Карла Мартелла, Карла I, а аткже Клементины Габсбургской. Здесь же можно увидеть работы Доменико Фонтана, датируемые концом 16 века. Кроме того, в соборе хранится поистине бесценное произведение искусства, принадлежащее к 17 веку — это Крестильная чаша собора. На стенах собора можно увидеть религиозные полотна Луки Джордано, а также творение «Вознесение» мастера Перуджино. Кроме того, в церкви размещены гробницы известных и значимых личностей, к примеру, гробница Святого Аспрено, который был первым епископом города.
В 1526—1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражёнэпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Януарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608—1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Януария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорят их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников — не неаполитанцев.
Помимо бюста святого Януария в Сокровищнице были помещена статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Януария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.
Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работыФанзаго.
В течение
Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Потоклавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Януария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.
Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями. На протяжении нескольких веков величайшие правители со всего мира привозили в Неаполь разные драгоценности в знак почитания святого Януария. Эти драгоценности хранились в соборе Неаполя, там же где и мощи священномученика. Постепенно драгоценностей стало так много, что специально для них была построена сокровищница, а затем при соборе был открыт музей, расположенный в отдельном здании рядом с собором, где теперь и хранятся драгоценности.
Неаполитанская сокровищница по праву считается самым крупным в мире собранием драгоценностей. По данным 2010 года она гораздо больше и ценнее сокровищ британской короны, а также сокровищ российских императоров. Это единственное в мире неприкосновенное собрание произведений ювелирного искусства, реликвий и других сакральных предметов, украшенных множеством драгоценных камней. Самым ценным экспонатом коллекции считается ожерелье из чистого золота, состоящее из 13 подвесок, украшенных 700 брильянтами, 276 рубинами и 92 изумрудами. Еще один выдающийся предмет — епископская митра из чистого золота и серебра, украшенная почти четырьмя тысячами драгоценных камней.
Попасть в эту феноменальную коллекцию совсем непросто. Все дары проходят строгий отбор. Прежде всего подношение должно обладать не только высокой ювелирной, но и уникальной художественной ценностью. Не имеет себе равных сокровищница святого Януария еще по одному признаку — за свою более чем семивековую историю она ни разу не подверглась разграблению или распродаже.
Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями. На протяжении нескольких веков величайшие правители со всего мира привозили в Неаполь разные драгоценности в знак почитания святого Януария. Эти драгоценности хранились в соборе Неаполя, там же где и мощи священномученика. Постепенно драгоценностей стало так много, что специально для них была построена сокровищница, а затем при соборе был открыт музей, расположенный в отдельном здании рядом с собором, где теперь и хранятся драгоценности.
Неаполитанская сокровищница по праву считается самым крупным в мире собранием драгоценностей. По данным 2010 года она гораздо больше и ценнее сокровищ британской короны, а также сокровищ российских императоров. Это единственное в мире неприкосновенное собрание произведений ювелирного искусства, реликвий и других сакральных предметов, украшенных множеством драгоценных камней. Самым ценным экспонатом коллекции считается ожерелье из чистого золота, состоящее из 13 подвесок, украшенных 700 брильянтами, 276 рубинами и 92 изумрудами. Еще один выдающийся предмет — епископская митра из чистого золота и серебра, украшенная почти четырьмя тысячами драгоценных камней.
Попасть в эту феноменальную коллекцию совсем непросто. Все дары проходят строгий отбор. Прежде всего подношение должно обладать не только высокой ювелирной, но и уникальной художественной ценностью. Не имеет себе равных сокровищница святого Януария еще по одному признаку — за свою более чем семивековую историю она ни разу не подверглась разграблению или распродаже.
Еще одной достопримечательностью собора является Капелла Причастия святого Януария, называемая еще капеллой Карафа или же Криптой соборауария. Ее можно увидеть прямо под главным алтарем. Доступ сюда осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.
Крипта собора создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 — 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами. В центре — статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы. С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем, под которым расположена урна с мощами святого Януария.
Мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I в 414-432 годах обнаружил их и перенёс в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.
Таким образом только после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C (orpus) S (ancti) Ianuarii Ben (eventani) Epi (scopi) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.